- Ария
-
А́РИЯ (от итал. aria — песня, мелодия, мотив) — 1) с 17 в. раздел оперы, оратории или кантаты — сравнительно продолжит. и композиционно самостоят. (т. е. способное исполняться вне контекста) соч. для солирующего голоса в сопровождении оркестра. Отличается от песни усложненностью мелодии и аккомпанемента, эл-том виртуозности (порой предельной) в вокальной партии, а от речитатива — напевностью и композиц. целостностью. В итал. оп. 2-й пол. 18 в. сформировался тип 3-частной А. да капо (aria da capo), где после 2-й части повторяется первая (по схеме ABA). А. да капо послужила базовой моделью для многообразия послед. композиц. оформлений А. В 18 в. зап.-европ. опера выработала ряд типовых А., в т. ч. aria cantabile (певучая, медленная A.), aria di bravura (яркая, виртуозная A.), aria lamento (медленная, скорбная А.). В оп. драматургии А. служит гл. обр. для автохарактеристики персонажа (т. н. ария-портрет) или эмоц. обобщения сложившейся к данному моменту сюжетной ситуации. Стандартизация жанра, а также замедление (а то и полная остановка) в нем сценич. действия неоднократно вызывали попытки исключить А. из оп. спектакля. Однако реформаторские порывы всегда вызывали контрреформаторские новации: так, в 18 в. А. В. Моцарта противостояли реформе Глюка, в 19-м А. Дж. Верди — реформе Р. Вагнера, А. П. И. Чайковского и Н. Римского-Корсакова — изгнанию А. из опер Мусоргского; в 20 в. последоват. защитником А. выступал в своих оп. И. Стравинский. Развитие А. в 19—20 вв. вело к большему насыщению ее эл-тами сценич. действия и к б. плотной спаянности с окружающими фрагментами музыки. В рус. опере А., начиная с комич. опер композиторов 18 в. (Пашкевич, Фомин), обнаруживает тяготение к интонациям нар. песни и бытового романса, что прослеживается вплоть до опер, кантат и ораторий Прокофьева и Дм. Шостаковича. Традиция, заложенная в оп. М. И. Глинки, определяет в рус. А. решит. преобладание эмоц.-психологич. характеристики героя или ситуации над демонстрацией виртуозных возможностей солиста; 2) концертная пьеса для солирующего голоса с оркестром; 3) инструмент. пьеса, как правило, обладающая певучей мелодией.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.